«Дворовая практика»

 

При МОУ ООШ № 116 имени В. П. Чкалова с 01.07. по 30.07.2010 г.   с 12-00 до 16-00 была организована и успешно работала дворовая площадка «Звёздочка». Работу площадки организовали куратор – руководитель школьного музея Пузанкова Вера Викторовна, студентка 4 курса Нижегородского Государственного университета имени Н. И. Лобачевского Лисенкова Анна Сергеевна и студентка 4 курса Нижегородского коммерческого института Коровёнкова Светлана Валерьевна.

       Цель проекта – создать условия для интересного и позитивного досуга детей посёлка Высоково.

        Задачи проекта: организовать спортивные и культурно-массовые мероприятия, краеведческую работу на основе материалов музея, наладить взаимодействие с жителями посёлка Высоково посредством общения, вовлечения их в мероприятия дворовой площадки «Звёздочка».

        Основная деятельность на площадке: спортивно-оздоровительная, патриотическая, познавательная, трудовая, художественно-творческая.

        Дворовую площадку «Звёздочка» посетили 50 человек. Возраст детей от 6 до 12 лет. Понравилось ли детям на площадке? Новикова Даша предложила, чтобы и  в августе была такая площадка. Кучумов Миша 24 июля уехал с родителями отдыхать на юг, присылает сообщение по СМС: «Будет ли такой лагерь в следующем году?»

        Инвентарь: мяч футбольный и волейбольный, бадминтон, скакалки, шашки, шахматы, «Конструктор», а также краски акварельные, гуашь, кисточки, карандаши, цветная бумага, ножницы, пряжа.

        Организационный этап. Провели игры на знакомство: «Расскажи о себе в 3-х словах», «Поздоровайся за руку», на взаимодействие, выявление лидеров, оформили площадку – нарисовали «Дерево целей»; создан актив. Были созданы позитивные условия для развития совместной деятельности, доброжелательного, уважительного отношения друг к другу, создания коллектива.

         Основной этап. Спортивно-оздоровительная деятельность на площадке – это разнообразные спортивные эстафеты с мячами, скакалками, конкурсы: «Кто выше?», игры народов мира: «Охотник», «Бездомный» (германские игры), «Острова», «Путаница» и т д. Походы на природу, игры в волейбол, баскетбол, пионербол.

                                                                            -2-

Патриотическая деятельность на дворовой площадке  прошла особенно удачно. Мы посетили

ветеранов – высоковцев: Головань М. Е. и Чкалова А. С. Показали им концерты, записали их рассказы о Великой Отечественной войне, сняли видеофильм, сфотографировались с ними на                                                                 

память. Головань М. Е. угостил нас зелёным чаем по-узбекски. Рассказами ветеранов о  Великой Отечественной войне мы пополнили материалы школьного музея. Куратор дворовой площадки, руководитель музея Пузанкова В. В. провела экскурсии «По чкаловским местам посёлка Высоково», «Наш легендарный земляк В. П. Чкалов», «Ветераны, живущие рядом», «Высоковцы в годы Великой Отечественной войны».

Дети 2000-х гг. знают наизусть Гимн России и любят исполнять его. Они поют его во время прогулки по посёлку. Дети с него начинали концерт для ветеранов. Прекрасно, что они родились с любовью к России, нашему городу, посёлку.

Познавательная деятельность. Проведены викторины «Знаешь ли ты?», конкурс загадок, сообщение «Что я знаю о кошках?» Победители получили призы и медали: «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый эрудированный». Проведены шахматный и шашечный турниры.

 Трудовая деятельность. Ребята с дворовой площадки «Звёздочка» убирали территорию у памятника В. П. Чкалову, поливали цветочные клумбы около школы, помогали в наведении чистоты в школе.

Художественно-творческая деятельность. Очень интересно было заниматься детям в прикладной мастерской рисованием, аппликацией-мозаикой, аппликацией из бумажных петелек - цветы, аппликацией из пряжи – котята. Мальчики играли в «конструктор», для девочек провели конкурс на лучшего парикмахера, лучший костюм, лучший авторский танец. Прошли также конкурсы актёров и рыцарей, «Мисс Лето».

Заключительный этап. Совместно с родителями детей провели «Прощальный огонёк» с чаепитием. Актив площадки – Ваулина Ксения, Новикова Дарья, Автонов Егор, Грузимова Екатерина сами составили сценарий этого «Огонька». Ваулина Ксения и Новикова Дарья показали авторский танец, провели игры-конкурсы для детей и родителей с призами.

     Чему дети научились на дворовой площадке «Звёздочка»? Дружбе, доброте. Во время игры в «Острова» дети построили домик из газеты и для руководителя площадки… В течение всего жаркого  месяца июля дети помогали друг другу, заботились друг о друге, царила атмосфера любви, дружбы, доброты, взаимопонимания. Учились дети у взрослых и наоборот… Непросто было научиться проигрывать в соревнованиях и не обижаться при этом.

      Дети научились рисовать, оформлять прекрасные аппликации из бумажных петель, из кусочков пряжи, из бумажной мозаики, научились фотографировать, общаться с людьми разного возраста, знакомыми и незнакомыми, учились выносливости в преодолении жаркой погоды: + 36 градусов, а кто-то научился высоко прыгать через скакалку.

       Во время посещения ветерана Чкалова Александра Сергеевича Грузимова Катя спела песню «Катюша». У ветерана на глазах были слёзы…Дети послушали рассказ ветерана о Великой Отечественной войне. Эта встреча наполнила наши сердца взаимной радостью. Самое главное – ветераны почувствовали, что они не забыты. А мы учились у них стойкости, мужеству и безграничной доброте к людям, миру.

       На заключительном этапе работы площадки сложился сплочённый детский коллектив с самоуправлением: дети предлагали конкурсы – «Мисс Лето», игры для родителей, показали авторский танец.

       Одно из социально значимых дел на дворовой площадке – это борьба с беспризорностью животных на посёлке. Детям пришлось позаботиться о судьбе бездомных пятерых котят. Котятам построили домик на улице, предлагали их прохожим, в результате их пришлось взять к себе организаторам площадки. Но дети учились доброте, ответственности за всё живое вокруг нас.

       В будущем году нам нужно больше привлекать к работе дворовой площадки жителей посёлка Высоково, сделать более интересной и насыщенной  программу дворовой площадки.

Приложение: фотоальбом, «Дерево целей», детские работы.

Директор школы:                                                                                                           В. А. Мусатов

Куратор дворовой площадки:                                                                                       В. В. Пузанкова

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
             ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 116          
                                    ИМЕНИ В. П. ЧКАЛОВА

 

 

                                          УТВЕРЖДАЮ  

ДИРЕКТОР ШКОЛЫ 

___________В. А.  МУСАТОВ  

 «      »  _____________2010 г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Кружок «Юный экскурсовод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Возраст  обучающихся – 12-15 лет

 

                              Срок реализации программы – 3 года

 

 

 

                                                            Автор составитель

                                                                     В. В. Пузанкова

                                                                 педагог

дополнительного

образования

 

 

 

 

 

 

 Нижний Новгород

 

                                                      2010

 

 

 

 Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 -3-

                              Пояснительная записка

1.Введение

Школьный музей – эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания школьников. Учащиеся приобщаются к подлинным историческим памятникам, к романтике их поиска, к восприятию исторического процесса через малые частицы прошлого, к делу распространения исторических знаний.

    Каждый человек, каким бы он ни был, должен знать историю края, в котором он живёт, судьбу своей малой родины, будь то город, деревня, село.

    Музей школы № 116 посвящён истории посёлка Высоково. Нашему музею 32 года.

    В течение многих лет юные краеведы ведут поиск материалов о погибших воинах в годы Великой Отечественной войны. Это трудоёмкая и кропотливая работа, которая требует большой самоотверженности, упорства и терпения.

    Наша школа носит имя великого лётчика Валерия Павловича Чкалова. Особое место в музее уделено великому земляку, собран огромный поисковый материал. В феврале 2011 г. в школе прошла презентация книги «Неизвестный Чкалов» В. Фёдорова и Л. Рязанова.

    Музей не утратил своей актуальности и образовательной значимости в учебно-воспитательной работе.

2. Направленность образовательной программы кружка «Юный экскурсовод» военно-патриотическая.

3. Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие у молодёжи активного, заинтересованного отношения к отечественной истории, формирование гражданской позиции у подрастающего поколения.

4. Актуальность дополнительной образовательной программы подтверждается результатами анкетирования, проведённого среди обучающихся, педагогов школы и родителей. При анализе результатов были получены следующие данные.

1. Какое направление патриотического воспитания нужно развивать более интенсивно?

А – школьные музеи

Б – экскурсионное

В – родословие

Г – туризм

Обучающиеся                Педагоги                  Родители

А -45%                               34%                              41%

Б – 32%                              33%                              28%

В – 8%                                28%                              15%

Г – 15%                                5%                               16%

 

2. Какая работа в музее нравится больше всего?

 

                                                     -4-

А – фондовая

Б – поисковая

В – экскурсионная

Г – массово-просветительская

Д – экспозиционная

Обучающиеся                Педагоги                  Родители

А -45%                               7%                                  4%

Б – 36%                              35%                              34%

В – 12%                              16%                              11%

Г – 32%                               29%                               43%

Д – 12%                               13%                                8%

 

3. Что мешает осуществлять плодотворную деятельность?

А – загруженность учёбой

Б – участие в секциях дополнительного образования

В – трудность в получении необходимой литературы

Г - иные

Обучающиеся                Педагоги                  Родители

А -70%                               51%                              42%

Б – 13%                              25%                              31%

В – 16%                              11%                                4%

Г –    2%                              13%                               23%

     Таким образом, исходя из анкет и бесед с педагогами, родителями и детьми, были выявлены следующие проблемы:

 

 

 

5. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

 

 

 

 

 

 

                                                          -5-

         6.  ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.

 

ЗАДАЧИ:

 

Обучающие:

1. Обучение учащихся ведению музейной документации, шифровке и регистрации музейных экспонатов.

2. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.

3. Развитие мотивации  к сбору краеведческого материала.

4. Изучение истории  Нижнего Новгорода, района, посёлка.

 

Развивающие:

1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие вкуса к родному слову.

3. Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

 

Воспитательные:

1. Формирование потребности в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине.

 

7. Отличительной особенностью программы кружка «Юный экскурсовод» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных направлениях музейной работы, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

8. Данная программа рассчитана на з года обучения для детей 12-15 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего 72ч.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику, демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы, подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы (подготовка экскурсии, научно-практическая работа).

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ,

 

                                                     -6-

оценка. Наиболее подходящая форма оценки- презентации, защита работ,

выступление перед зрителями, среди которых родители, бабушки, дедушки ребят.

В конце 1 четверти 1 года обучения проводится праздник посвящения в краеведы с участием актива школьного музея.

В конце 1года обучения актив школьного музея принимает работу каждого юного краеведа (экспонаты, акты, карточку).

В конце 2 года актив школьного музея оценивает результаты операции «Поиск».

В конце 3 года обучения воспитанники кружка «Юный краевед» участвуют в районных конкурсах «Юный экскурсовод», занимаются исследовательской деятельностью, поисковой и просветительско-массовой работой.

 

                      9. Ожидаемые результаты

1. Выпускники кружка «Юный экскурсовод» в результате изучения исторического краеведения

будут знать:

— правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

— историю родного края и историю своей семьи, историю школы, архитектурные особенности исторических зданий Нижнего Новгорода, историю обычных вещей, историю жизни великих нижегородцев, прославивших наш город;

- музееведческие термины;

будут уметь:

- составлять тексты экскурсий и проводить их для детей разных возрастных групп;

- оформлять экспозиции и временные выставки;

-  вести учёт музейных экспонатов;

- создавать мультимедийные презентации;

- общаться с людьми разных возрастных групп;

у них будут развиты:

— воображение, творческая активность, фантазия;

— свободное владение понятийным аппаратом (учётная карточка, экспонат, акт приёмки экспоната на временное или постоянное хранение, основной фонд, вспомогательный фонд);

— самостоятельность в создании новых экскурсий, выставок;

будут обладать следующими качествами:

— самостоятельное мышление, умение отстаивать своё мнение;

— ответственное отношение к учению и общественно-полезному труду;

— владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

— потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

— самокритичность в оценке своих творческих и профессиональных

                                                    -7-

способностей;

— умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

— любовь и уважение к историческому прошлому, бережное сохранение традиций своего народа.

 

10. Способы определения результативности

Беседа, опрос, наблюдение

Прослушивание на репетициях

Праздничные мероприятия

Выставки, концерты

Экзамены, зачеты

Конкурсы, соревнования

 

11. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Выставки

Конкурсы

Праздники

Зачеты

Концерты

Тестирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        -8-

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

 

                                1 год обучения - 72 ч      2ч в неделю

 

Темы

Всего

часов

               В том числе

теория

     практика

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения

4

1

3

2

Экскурсия – одно из направлений деятельности музея

20

4

16

3

Экспозиционная работа

17

3

14

4

Просветительско-массовая работа

14

4

10

5.

Фондовая работа

16

6

10

6.

Итоговое занятие

1

 

1

 

                                              2 год обучения – 72ч

 

Темы

Всего часов

              В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Социальный проект: благоустройство территории около памятника В. П. Чкалову и памятника Скорбящей матери

6

3

3

3

Экскурсия как форма воспитания подрастающего поколения

18

6

12

4

Поисковая работа

13

2

10

5

Просветительско-массовая работа

9

3

6

6

Экспозиционная работа

17

3

14

7

Фондовая работа

7

2

5

8

Итоговое занятие

1

 

1

 

 

 

 

 

                                                     -9-

 

                                          3 год обучения – 72 ч

 

Темы

Всего часов

        В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

 

2

Экскурсионная работа

20

5

15

3

Экспозиционная работа

18

4

14

4

Просветительско-массовая работа

16

3

13

5

Исследовательская работа

10

3

7

6

Фондовая работа

6

2

4

7

Итоговое занятие

1

 

1

 

                       Содержание программы

                                    1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Теория.

 Цели и задачи занятий по программе «Юный экскурсовод».

Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела.

Практика.

Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»; составление кроссворда на тему музея (совместно с родителями).

Тема 2. Экскурсия – одно из направлений деятельности музея.

Теория. Понятие об экскурсии. Показ и рассказ – два важнейших элемента экскурсии. Экскурсионный объект. Отбор объектов. Маршрут экскурсии. Продолжительность.  Классификация экскурсий.

Практика. Посещение краеведческих музеев района и города. Создание текста экскурсии. Оформление работы. Репетиция. Выступление с текстом экскурсии перед обучающимися школы.

Тема 3. Экспозиционная работа.

Теория. Временные экспозиции (выставки). Тематико-экспозиционный план. Основной и вспомогательный фонды. Пояснительные тексты. Этикетаж.

Практика. Создание временных экспозиций: «Нижний Новгород – гордость России», «История развития осветительных приборов»

Тема 4. Просветительско-массовая работа.

Теория. Знакомство с планом подготовки массового мероприятия.

Практика. Проведение культурно-массовых мероприятий

Тема 5. Фондовая работа.

                                                -10-

Теория. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы школьного краеведческого музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов краеведческого музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее.

Практика.

Знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

Тема 6. Итоговое занятие.

Подведение итогов обучения

Практика.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок. Подготовка презентации и видеофильма.

 

                                  2 год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теория.

 Цели и задачи занятий по программе «Юный экскурсовод».

Тема 2. Социальный проект: благоустройство территории около памятника В. П. Чкалову и памятника Скорбящей матери.

Теория. Что такое социальный проект? Структура социального проекта. Социальная значимость проекта.

Практика. Создание социального проекта.

Благоустройство территории около памятника В. П. Чкалову и памятника Скорбящей матери.

Тема 3. Экскурсия как форма воспитания подрастающего поколения.

Теория. Принципы экскурсии. Этапы подготовки экскурсии.

Проведение экскурсии. Приёмы показа экскурсионных объектов. Приём движения. Приёмы рассказа.

Практика. Проведение пробной экскурсии. Проведение экскурсий для обучающихся школы.

Тема 4. Поисковая работа.

Теория. Что такое поисковая работа. Цель поисковой работы.

Практика. Составление поисковых заданий для классов. Беседы с жителями посёлка – выполнение поисковых заданий.

Тема 5. Просветительско-массовая работа.

Теория. План подготовки массового мероприятия.

Практика. Подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий

Тема 6. Экспозиционная работа.

Теория. Проектирование экспозиции: научное, художественное и техническое. Принципы построения экспозиции. Методы экспозиции.

                                              -11-

Практика. Обновление существующих экспозиций и создание новых.

Тема 6. Фондовая работа.

Теория. Образцы описания музейных предметов.

Практика. Заполнение  учётных карточек на вновь поступившие экспонаты. Заполнение книги учёта основного фонда. Изготовление этикеток.

Тема 7. Итоговое занятие

Практика. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, тестирование.

Подведение итогов работы

 

                                  3 год обучения

 

Тема 1. Вводное занятие.

Теория.

 Цели и задачи занятий по программе «Юный экскурсовод» 3-го года обучения.

Тема 2. Экскурсионная работа

Теория.  Приёмы показа экскурсионных объектов.

Использование «портфеля экскурсовода». Культура речи экскурсовода.

Практика. Составление «портфеля экскурсовода». Проведение экскурсий для обучающихся школы. Участие в районных конкурсах экскурсоводов.

Тема 3. Экспозиционная работа.

Теория. Проектирование экспозиции: научное, художественное и техническое. Принципы построения экспозиции. Экспозиционные методы.

Практика. Обновление существующих экспозиций и создание новых.

Тема 4. Просветительско-массовая работа.

Теория. План подготовки массового мероприятия.

Практика. Подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий

Тема 5. Исследовательская работа.

Теория. Цель и задачи исследовательской работы в музее. Источники поиска научного материала.

Практика. Написание рефератов для выступления на районном заседании НОУ.

Тема 6. Фондовая работа.

Теория. Образцы описания музейных предметов.

Практика. Заполнение  учётных карточек на вновь поступившие экспонаты. Заполнение книги учёта основного и вспомогательного  фондов. Изготовление этикеток.

Тема 7. Итоговое занятие

Практика. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся, тестирование.

Подведение итогов работы.

 

 

 

                                                  -12-

                    Методическое обеспечение

 

1.Методика организации деятельности музея образовательного учреждения. Составитель: педагог-организатор ДДТ имени В. П. Чкалова Тамбовцева А. В., г. Нижний Новгород, 2007 г.

 

2. Методический сборник по итогам конкурса методических разработок в рамках городского смотра школьных музеев.

Нижний Новгород, 2005 г.

 

3. Методические рекомендации «Структура, состав, учёт и хранение музейных фондов». Автор: зам. Ген. Директора НГИАМЗ по НМР Н. Н. Мильцева, г. Н. Новгород, 2005 г.

 

4. Модель развития музейной педагогики. М., ж. «Внешкольник», № 7, 8, 1999 г.

 

5. Музееведение. М., «Высшая школа», 1998 г.

6. «Планирование и технологии проведения личностно-ориентированного занятия»

 

7. Мультимедийные презентации

 

·        Улицы посёлка Высоково

•        Дарующий свет (о Коссовском Леопольде Владиславовиче)

•        История развития осветительных приборов

•        Высоковцы в годы Великой Отечественной войны

•        Игра «Звёздный экипаж»

•        Игра «Крылья»

8. Видеозаписи

•        Встреча с писателем-краеведом Л. Рязановым

•        9 Мая (концерт для ветеранов)

•        Встреча с двоюродным племянником В. П. Чкалова Чкаловым В. Б.

9. Сценарии праздников.

10. Тексты экскурсий

•        Улицы посёлка Высоково

•        Дарующий свет (о Коссовском Леопольде Владиславовиче)

•        История развития осветительных приборов

                                               -13-

•        Высоковцы в годы Великой Отечественной войны

•        История развития вычислительной техники

•        История развития звукозаписывающих устройств

•        Монастыри Нижегородской области

•        По чкаловским местам посёлка Высоково

•        Площадь Буревестника

•        История образования в посёлке Высоково

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      -14-

                                          Список литературы

 

 

 1. Богуславский С. Р. Школьный литературный музей-клуб. М., 1989 г.

 2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

    образования: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф.

    образования. — М.: Владос, 2004. — 239 с.

 3. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.

     сост. З.И. Невдахина. — Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007. —  
      416 с.

 

 4. Закон РФ «О музейном фонде РФ и музеях РФ» (принят                             
     Государственной Думой РФ 24.04.1996 г., подписан Президентом РФ)

 5. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий:  
     Пособие для преподавателей. — СПб: КАРО, 2004. — 368 с.
     Сборн.

 6. Музей и дети. М., серия «Я вхожу в мир искусства», № 9, 1998 г.

 7. Положение о школьных музеях Нижегородской област

 8. Школьный музей ХХI века. Ж. «Внешкольник», № 5, 1995 г.

 9. Школьные музеи Горьковской области. Г. 1987 г.

Конструктор сайтов - uCoz